Закрыть меню
Историческая справка по селу Казинка Грязинского района

Село Казинка упоминается с XII — XIV вв. Территория нынешнего села Казинка входила в состав Рязанских земель и была заселена русскими людьми с глубокой древности.

После Куликовской битвы татары разорили все населенные пункты на Дону, оставленные русскими. Подонье запустело.
В XV веке после длительного татарского владычества южные окраины Российского государства начинают постепенно заселяться.
Указом Государя от 14 января 1647 г. бывшим Вотчинам князя А.Н.Трубецкого в Лебедянском уезде у р. Воронеж предписывалось «быть в драгунской службе». Поскольку Казинка в архивных документах упоминается как сторожевой пост, уже существовавший в 1627 г., то она также была предписана к сторожевой службе.

От этих сторожевых постов начали развиваться села.

Расположенная на левом высоком берегу реки Матыра и на пути к Сокольску, местность в районе села Казинка была выгодна для освоения и использования её человеком. Есть все основания полагать, что её название возникло от слов «казенное», «казенка».
По первой переписи (ревизским сказкам) в 1719 г. население Казинки насчитывало 66 душ мужского пола. В Казинке в это время попов еще не было, значит, не было и церкви, и Казинка не получила статус села. По этой переписи население Казинки насчитывало 140 человек.

В 1775 г. Казинка уже обрела статус села, и называлась она селом Большая Казинка, т.к. западнее была еще одна Казинка, и называлась она деревня Малая Казинка.

В 1779 г. Липецк получил статус города и уезда.
Из расформированного Романовского уезда село Большая Казинка вошло в состав Липецкого уезда, а деревня Малая Казинка – Задонского. На территории Липецкого уезда осталась одна Казинка, и слово «Большая» отпало. Село стало называться Казинка.

По переписи 1745 г. в селе насчитывалось 280 душ. По численности населения село Казинка занимало второе место.

По переписи 1797 г. в Казинке было 152 двора, в которых проживал 1541 человек, в т.ч. 763 мужчины и 778 женщин.
Главная архитектурная достопримечательность Казинки – церковь Космы и Дамиана. Архитектурный ансамбль церкви создавался во второй половине XIX — начале XX вв. Сама церковь построена на средства прихожан в 1852 г. В годы Советской власти, летом 1935 г., Казинская церковь перестала функционировать – её закрыли.

До 1957-1958 гг. в селе не было улиц, все оно делилось как бы на микрорайоны.
В начале – середине XIX века в Казинке захоронение людей велось на кладбище.

В 50-х годах, ровно через 100 лет после первой постройки села, началась вторая, не менее революционная реконструкция Казинки. Старые, построенные сто лет назад дома из красного кирпича с соломенной кровлей сносятся, а на их месте возводятся новые – шлакоблочные, с большими окнами и под железной крышей.

С момента заселения села многие казинцы занимались крестьянским хозяйством, пчеловодством. Сельское хозяйство не давало необходимых средств для нормальной жизни населения, и поэтому крестьяне стали заниматься кустарным промыслом, а в конце XIX века усиленными темпами стало развиваться и промышленное производство. Уже в 1896 году в Казинке было 45 промышленных заведений, в их числе водяная и 19 ветряных мельниц, 9 крупорушек, 2 маслобойни, коноплянка, сукновалка, 11 кирпичных заводов, 5 кузниц, 9 мелочных лавок и 2 трактира.

В Казинке в XIX — начале XX веков существовал промысел извоза, правда, на близкие расстояния. Особенно он распространился после открытия в 1868 г. железной дороги Елец — Грязи.
С открытием железной дороги развернулась крупная оптовая торговля хлебом — главным богатством нашего края.
Становление Советской власти в селе Казинка начался с 1918 г. формированием партийных ячеек и сельских Советов.
В 1919 г. в селе была объявлена продовольственная разверстка, которая просуществовала до 1921 г. В марте 1921 г. было принято решение о замене продразверстки продналогом и о переходе от политики военного коммунизма к новой экономической политике (нэп).

В селе орудовали банды. 1920-1921 гг. были особо тяжелыми для наших селян. В семьях не хватало хлеба, люди голодали, умирали от голода. В начале 1921 г. в Казинке началась борьба с религией и церковными обрядами.

В 1923 г. в селе был Дом крестьянина. В это время в Казинке существовали детский дом № 13 и изба-читальня, работали две школы

В 1920 г. из Казинки на новые земли переселилось несколько десятков семей, и одно из поселений назвали Казинские Выселки.

В 1923 г. была организована показательная коммуна, которая просуществовала до 1931 г., потом был организован колхоз «Новая Жизнь».

В 1925 г. на селян обрушились сразу две страшные беды: голодовка и пожар, сгорело почти полсела.
К концу 1931 г. в Казинке организовано 5 колхозов, в 1933 г. им были выданы акты на вечное пользование землей.
В годы войны станции Грязи и Казинка бомбили военные самолеты. Казинчане вынуждены были строить укрытия на случай бомбежек. В Казинке имеется герой Советского Союза – Путилин М. Т., который совершил более 300 боевых вылетов.
Победа досталась нам дорогой ценой. Из Казинки на войну ушло более тысячи мужчин, 330 из них погибли, многие пропали без вести.
Отдавая дань памяти своим землякам, казинцы соорудили в 1978 г., в сквере, перед зданием администрации села Казинка, памятник односельчанам, погибшим в боях за нашу Родину в ВОВ 1941-1945 гг.

В 1949 г. начались электрификация и радиофикация села, а к 1952 г. Казинка была полностью радиофицирована.
В январе 1965 г. колхоз «Россия» был реорганизован в совхоз с одноименным названием, с 1968 г. — птицефабрика «Россия».
Быстрыми темпами возводились школа, баня, здание сельского Совета, магазин, завершалась электрификация села.

В 1957 г. была выстроена автодорога Липецк — Грязи, а между ними открыто автобусное сообщение до села Казинка.

В 1995 г. в село был проведен природный газ.

По книге В.М. Попова «КАЗИНКА: из прошлого в настоящее»

Светлые краски памяти
Б. Цветаев прошел дорогами войны от Карельского перешейка до Берлина, но не огрубел душой, не «устал» от жизни, а вернувшись на свою малую родину – в село Казинка Грязинского района, с новым вдохновением продолжал писать стихи о самом дорогом – о земле русской, об односельчанах, о загадочной красоте земного бытия.
Стихи эти, включенные автором в новый сборник, отличаются обаянием, искренностью и красочностью деталей, эстетическим чувством меры и гармоничной целостностью мировосприятия автора. Это ощущают многие ценители литературы и профессиональные поэты, которые знакомы с его творчеством.
Преподаватель Липецкого пединститута, кандидат филологических наук Н. Карпов: «Стихи привлекают внимание читателей правдивым изображением будней колхозного села, подкупают искренностью чувств, простотой поэтической формы и художественной образностью…
Обладая острым чувством современности, поэт находит красоту в обыденных делах…»

«Цветаев пишет задушевно, лирически взволнованно…» (Газета «Ленинское знамя» 26 января 1958 года, статья «Поэзия трудовых будней»). Поэтесса Светлана Мекшен: «Лучшее, что принадлежит Б. Цветаеву, исполнено тонкого лиризма, пристальной наблюдательности, неравнодушного к живому миру человека, который знает цену всему, что его окружает, потому что он сам – сын земли, человек деревни. Неназойливы и не вычурны, но притягательно светлы и ясны, исполненные добра, стихотворения «Кепки и косынки», «В полях и рощах», «Крепкий сон», «Март», «В роще», «В нижнем парке»… «Кепки и косынки“ написано как живописное полотно, мазками яркими и сочными».

О поэзии Б. Цветаева отзывались теплыми словами в газетных корреспонденциях, рецензиях и деловых письмах. Воронежский поэт Павел Касаткин, липецкий поэт Владимир Коротеев, журналисты, филологи.

Стихи эти учат читателя душевной тонкости и чистоте помыслов.

В сборник включена также небольшая поэма «Валентин Скороходов». Возможно, в наши дни она вызовет у читателей разные мнения, ведь здесь раскрывается тема «несовременная» и неоднозначная – период коллективизации, «раскулачивание» зажиточных крестьян. Но нельзя забывать, что целые поколения выросли на искренней вере в идеалы социализма и коммунизма, что первые комсомольцы с бескорыстным воодушевлением брались выполнять опасные задания новой власти. И не случайно многие талантливые поэты советского периода посвятили этому драматичному и трагичному моменту русской истории произведения большой художественной силы.

Валентин Скороходов, зверски убитый «кулаками», — наш земляк. То, что с ним случилось, — это наша, липецкая, история. Мы должны знать её и помнить.

Цветаев умеет одним эпитетом передать атмосферу рисуемой картины. Вот, например, стихи о засыпающих бойцах:

Светлы их обветренные лица,
Короток и чуток их покой.
Пусть же им хорошее приснится,
Под ущербной, матовой луной. 

И всякую мелочь замечает глаз поэта и возвышает до поэзии: крапинки золы на печеной картошке, мох, похожий на «лисий мех», худоба девочки – санитарки, которую автор сравнивает с хрупкой спичкой, брызги росы на плече у самого автора…

Б. Цветаев бережно относится к слову, многословие ему не свойственно. Он умеет вовремя остановить бег пера, чтобы не нарушить гармонию ритмов и образов.

Знакомы мне ягоды этой
И запах приятный, и вкус.
… Военное давнее лето —
Каратели, голод и гнус…

Красоту Цветаев видит даже в картине боя, ведь война- это тоже проявление жизни:

И нам казалось —
Ближе дом родной,
Вкуснее ужин,
Мягче нары…
А фронт, как филин,
Ухал за стеной,
Под аккомпанемент гитары.

Таких колоритных образов в стихах Цветаева немало: «Оживилась старая ветла», «Упругий ветер с поля», «Нетронутый закат», «Тишина зеленая».

Новая книга писателя — «Были мы и юны, и чубаты» — это стихи и проза, написанные живым, умелым пером и с доброй памятью.
Александра ТАМБОВСКАЯ, член Союза писателей России.

Борис Николаевич Цветаев родился 7 марта 1921 года в селе Казинка Грязинского района Воронежской (ныне – Липецкой) области. Окончил Липецкий педагогический техникум, а затем – институт.

Участник Великой Отечественной войны. Работал учителем в начальной школе села Казинка, преподавателем русского языка и литературы Ярлуковской восьмилетней школы.

Стихи публиковались в газетах, в журналах «Литературный вестник», «Подъём», в коллективных сборниках «Запев», «Рукопожатие», «Живое пламя», «День поэзии», «О чём поёт народ Отчизны», «Тропа», «Слово бойца», в художественно-документальных памятных изданиях «Липецкая школа», «Липчане — Великой Победе».

Член Союза писателей России, автор поэтических сборников «Ветер с полей», «Осенний костер», «Клятва», «Артамонов колодец», «Июль фуражкой светлой машет»; книг прозы «Юность, меченная свинцом», «Лицом к врагу», «Однополчане и земляки», «Под плеск загадочной волны»,

«О чем рассказали автографы».

Книга «Были мы и юны, и чубаты» включает стихи и прозу.

Дата изменения: 15.12.2017 12:31